Музыкальный руководитель старших групп

Музыка издавна используется в терапевтической практике. Еще Гиппократ и Пифагор «прописывали» своим больным курсы лечения музыкой, достигая высоких целительных эффектов. Трудно назвать эпоху или страну, где музыка не использовалась бы в качестве одного из эффективных средств терапии. Специально подобранные мелодии снимают гнев и досаду, улучшают настроение, повышают работоспособность, благотворно влияют на организм.
Кроме оздоравливающего эффекта музыка содействует налаживанию контакта между людьми, так как приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение, усиливают внимание и т.д.
Но не вся музыка полезна - излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы, эффект от такого прослушивания называют термином «музыкальная наркомания», поскольку, хотя они и наносят ощутимый вредный результат, слушание таких агрессивных мелодий захватывает, их хочется слушать снова и снова.
Непосредственно лечебное воздействие музыки на детей происходит при ее пассивном или активном восприятии.
Музыкотерапия включает прослушивание музыкальных произведений, пение песен, выполнение ритмических движений под музыку, сочетание музыки и изодеятельности. Таким образом, музыка способствует улучшению эмоционального состояния детей, повышает качество движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, стимулирует речь и т.д.)
В домашних условиях, в семье необходимо обращать внимание на «музыкальное оформление» вашего семейного фона – если дети постоянно находятся под воздействием ударных, ритмичных, электронных мелодий, то эффект от такой музыки будет соответствующим – перевозбуждение нервной системы, агрессивная реакция на сверстников, склонность к обидчивости, раздражительности. В идеале было бы, если дома звучала хотя бы раз в неделю классическая музыка, вокальная и инструментальная музыка композиторов, используйте для прослушивания произведения, которые особенно понравились детям. Продолжительность звучания музыки должна составлять от 5-10 до 15-20 минут в зависимости от возраста детей и ситуации для ее прослушивания.
Предлагаем вам небольшой список классических произведений, воздействующих на определенную функцию нервной системы детей и взрослых:
В. Моцарт Симфония № 40.Экспозиция (оказывает антистрессовое воздействие)
В.Моцарт. Маленькая ночная серенада. Рондо (тонизирующее средство)
Л.Бетховен. Соната № 14 «Лунная» (уменьшает раздражительность, нормализует настроение)
И.Бах. Органная фуга соль – минор (вселяет уверенность, спокойствие, стимулирует)
И.Бах. Шутка (вокал)- (поднимает настроение, стимулирует творческое мышление)
И.Бах. Шутка (инстр.)- (поднимает настроение)
Ф.Шуберт. Аве Мария (оркестр) - (успокаивает)
Ф.Шуберт. Аве Мария (соло ) - ( успокаивает)
И. Штраус. Вальс из оп-ты «Летучая мышь»- (снимает чувство тревожности)
И. Штраус. Вальс – пиццикато – (снимает чувство тревожности)
И. Штраус Сказки венского леса (снимает нервное напряжение)
И.Штраус. Весенние голоса (повышает общий тонус)
И.Штраус. На прекрасном голубом Дунае (повышает общий тонус)
А.Дворжак. Юмореска (снятие головной боли и мигрени)
Н.Паганини. Каприс № 24 – (повышает тонус, настроение)

А современные аранжировки, интерпретации и возможности интернета позволяют прослушивать ее вместе с детьми в мультфильмах, видеофрагментах.

https://inkompmusic.ru/
Любовь к мультфильмам начинается еще в юном возрасте, и многие люди сохраняют ее на протяжении всей жизни. В чем секрет такого постоянства? Мультфильмы – это добрые, смешные, трогательные истории, которые порой наполнены таинственностью и волшебством. Они понятны абсолютно любому и имеют увлекательные и близкие каждому сердцу сюжеты. Особую прелесть такому жанру придает музыка, которая может быть не только у современных композиторов, но и классиков. Такие знакомые и близкие многим мелодии, которые очаровывают зрителей с первых звуков – это только усиливает эмоциональное воздействие мультфильмов. К тому же, из всех искусств анимация ближе всего к музыке, и анимационные попытки не иллюстрировать, а именно выразить музыку через движущуюся картинку появились очень скоро после того, как звук пришел в кино.
Музыка в мультфильмах создает соответствующее настроение, служит для них визитной карточкой, порой мы настолько ассоциируем музыку с мультфильмом, что не знаем ее названия и автора, но знаем из какого она мультфильма.
Порой аниматоры не только приглашают крупнейших композиторов современности написать специально для их мультфильмов, но и используют классические композиции, которые так органично вписываются в сюжет, что кажется, будто их специально написали для него, так тонко и четко они передают мысли, чувства героев и общую атмосферу, хотя написаны русскими и европейскими классиками много лет назад. В этом нет никакого секрета – это всего лишь удивительная сила музыки.
Музыка из мультфильмов – это не просто знакомые с детства интонации, они очень близки сердцу и поэтому такие родные.
Следующая подборка, где собраны наиболее яркие образцы мультфильмов, в которых звучат образцы удивительной музыки, позволит вам и вашим детям с удовольствием насладиться прекрасным сюжетом, встретиться с любимыми персонажами и, конечно же, услышать популярные произведения отечественных и зарубежных композиторов:
Гномы и горный король. Этот мультик знакомит нас с прекрасными музыкальными пьесами норвежского композитора Эдварда Грига «Утро», «Шествие гномов» и «В пещере горного короля».
Детский альбом. Мультфильм весь пронизан пьесами Чайковского из одноименного альбома.
Камаринская
Колыбельные мира
Голубой Дунай. Старинный мультфильм студии Metro-Goldwyn-Mayer, положенный на музыку Иоганна Штрауса «На прекрасном голубом Дунае». Речная фея поет, лесные зверушки и ангелочки пританцовывают, все счастливы. И музыка прекрасная.
Привет друзьям!
Салют, Олимпиада!
Фантазия. Существует два полнометражных мультфильма студии Дисней — 1940 и 2000 годов. По сути, это мультконцерты: рисованные миниатюры о всяких феях, кентаврах и пухлых ангелочках сопровождаются музыкой Шуберта, Чайковского, Мусоргского, Сен-Санса, Гершвина, Бетховена и других.
Сказки старого пианино
Танцы кукол
Три мелодии

Щелкунчик. Разных мультфильмов - Щелкунчиков нарисовано много, но для нас самым главным остается старый советский мультфильм, где Маша подметает пол под елкой и танцует со шваброй под классическую музыку сразу из нескольких балетов Чайковского.
Про черепаху. Трогательная история очень медлительной черепахи. Она так медленно собирается на прогулку, что, когда выходит на улицу, вокруг уже другое время года. Собственно, мультик обыгрывает произведение Антонио Вивальди «Времена года».
Балерина на корабле. На круизном корабле плывет балерина, любуется красотой моря и радуется жизни. Очень симпатичный мультик про косолапых моряков и хрупкую танцовщицу идет без слов, зато под музыку Альфреда Шнитке.
Петя и волк. Мультфильм Сьюзи Темплтон по мотивам симфонической сказки Сергея Прокофьева «Петя и волк» в 2006 году взял «Оскара» за лучший короткометражный мультфильм. Каждый персонаж мультфильма представлен определенным инструментом и отдельным музыкальным мотивом.
Не обязательно заставлять детей принудительно слушать классическую музыку. Просто посмотрите с ними мультфильм.

https://soundtimes.ru/muzykaizmultfilmov
Педагоги и психологи справедливо настаивают на том, что от взрослых воспитывающих ребенка в детстве зависит на сколько активно и разносторонне будет протекать его развитие. Совместная деятельность пап и мам с детьми на протяжении дошкольного детства позволяет повысить качество образования детей и использовать потенциальные возможности каждого ребенка. Для повышения уровня музыкально-эстетического воспитания дошкольников на основе проведенных исследований по этому вопросу были разработаны задачи музыкального развития в семье.
Слушание-восприятие
Поддерживать интерес к прослушиванию музыкальных произведений. Формировать воспитание музыки во взаимосвязи с “материальными произведениям”, живописью, театром. При обсуждении детьми прослушанного, направлять их внимание на нравственно-эстетическую оценку музыкального содержания.
Организация
Создание условий для прослушивания.
А) технические средства (магнитофон, музыкальный центр и др.)
Б) музыкальный репертуар (кассеты, диски)
В) создание комфортной, спокойной обстановки в помещении, где ребенок слушает музыку
Г) совместные походы с детьми в театр, концерт
Д) собирание домашней фонотеки
Певческая деятельность
Поощрять певческие проявления дошкольников. Направлять интересы детей на исполнение песен, доступным по содержанию и музыкальному языку; небольшие по объему, яркие мелодии в удобном для детского голоса диапазоне. Стараться ограничить голос детский от излишних нагрузок (не петь “взрослых” песен с большим диапазоном мелодий). Как можно чаще устраивать совместные дуэты (с мамой, папой, бабушкой), что способствует взаимовыполнению и формирует любовь к пению и песням.
Организация
1. Беседа с детьми о впечатлениях полученных на музыкальных занятиях, о новых понравившихся песнях. Попросить их спеть. Пусть ребенок научит вас этой песне.
2. Собирание домашней фонотеки, составление из любимых песен, также кассет-караоке (как видео, так и аудио). Семейное исполнение любимых песен на праздниках семейных.
Музыкально-ритмическая деятельность:
Поддерживает интерес к музыкально-двигательной деятельности детей. Как можно чаще создавать ситуации для танцевальной импровизации дошкольников. Использовать музыку для выполнения физических упражнений. При обсуждении балета, танцев, увиденных фильмов, театре, на концерте обращают внимание детей на красоту движений, возможности языка-жеста, мимики, позы, пантомимы.
Организация
1. Выполнение утренней гимнастики, лечебной физкультуры под музыку
2. Просмотр передач транслирующих концерты, театральные постановки, кинофильмы, балетных постановок, соответствующих возрасту ребенка с последующим обсуждением.
3. Использовать как самостоятельно, так и совместно подготовленные танцевальные композиции семейных праздников, а также танцевальных импровизаций.
Приобщение к игре на детских музыкальных инструментах:
Обеспечить условия для элементарного музицирования на простейших музыкальных инструментах: народных (бубен, ложки, колокольчики, трещотки и другие), инструментах детского оркестра (металлофон, триолла, ксилофон). Учить музицировать на одном, двух – трех звуках индивидуально и в совместно со взрослыми. Предлагать творческие импровизации, близкие интересам ребенка (идет дождик, шумит ветерок, гремит гром и другие).
Организация
1. Материальное обеспечение элементарного музицирования:
а) приобретение музыкальных инструментов
б) создание музыкального уголка
в) совместное создание музыкальных инструментов из подручных материалов
2. Во время самостоятельных занятий музицированием ребенку создать условия, чтобы его в это время не отвлекали.
3. Cоздавать импровизированные семейные оркестры, с привлечением родственников и друзей (например, шумовые оркестры на семейных праздниках)
Можно сделать вывод, что при активном музыкально- эстетическом воспитании в семье в процессе решения выше изложенных задач с использованием разнообразных форм музыкальной деятельности ребенка, а также привлечения родителей к участию в мероприятиях детского сада, связанных с музыкальным развитием дошкольника, способствует обогащению духовного мира ребёнка более эффективному развитию его музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости и формировании музыкальной культуры в целом.


http:/www.yugzone.ru/branmusic.htm
Дети, занимающиеся музыкой, опережают своих сверстников в умственном развитии, они быстрее усваивают навыки чтения и умеют яснее выражать свои мысли. Это научно подтвержденный факт. Регулярные занятия музыкой с детьми развивают не только моторику рук, но и моторику речи.
Чтобы ребенок успешно учил иностранные языки, не надо заставлять его зубрить грамматику. Надо заниматься музыкой. Уроки музыки развивают у детей красивую и грамотную речь. Музыкальное образование должно быть не дополнительным, а обязательным, говорят когнитивные психологи.
Музыка и ораторское искусство
Связь музыкальности и речи интересовала ученых давно. После изобретения позитронно-эмиссионного томографа было сделано открытие, которое сейчас уже считается неопровержимым фактом. Мозг музыкантов содержит больше нервных клеток серого вещества. Сканирование коры головного мозга показало у большинства обследованных значительно превышенные размеры левой височной извилины planum temporale. А planum temporale совпадает с теми областями коры мозга, которые отвечают за распознавание, восприятие и построение членораздельной речи — это зона Вернике и зона Брока.
Теоретическое обоснование детских занятий ("Музыка с мамой")
В настоящее время проблемы со вниманием у детей далеко не редкость. Причины самые разные – употребление родителями некоторых лекарств и алкогольных напитков, инфекционные заболевания и осложнения при родах, а также некоторые болезни матери и малыша. Но чаще всего недостаточная способность сосредоточиться имеет бытовые причины. Дети обычно проводят слишком много времени у телевизора: яркие картинки, резкая музыка, быстрая смена действий перегружают и истощают нервную систему детей. Способность к восприятию заметно снижается, дети с трудом сосредоточиваются на одном задании продолжительное время. Вместе с этим, у детей наблюдается физическая неловкость, падает интерес к творческой игре.
Подвижные, пальчиковые и ролевые игры, звукоподражания и игра на детских шумовых инструментах, гимнастика под музыку и пение – необходимый вид деятельности для малышей. В таких играх с другими детьми и взрослыми на музыкальных занятиях ребенок использует и развивает многие свои способности, в частности:
• улучшается общее физическое развитие, укрепляется мышечный корсет, формируется осанка;
• развивается музыкальный слух, ритм и музыкальная память;
• формируются навыки вербального и/или невербального общения;
• ребенок учится принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромиссы, он развивается эмоционально, у него формируется готовность и умение действовать в коллективе;
• развиваются навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.

Музыкально-ритмическая деятельность на занятиях имеет еще и особую важность благодаря формированию ускоренного обмена информацией между левым и правым полушариями. Процессы восприятия, распознавания, мышления, принятия решений возможны только благодаря взаимодействию двух полушарий, каждое из которых имеет свою специализацию.
Левое полушарие Правое полушарие
• Речь
• Распознавание букв, слов, элементов целого
• Осознаваемые движения, комбинации движени• Запоминание слов и фраз
• Логическое мышление • Музыка, ритм, шумы
• Ритм и интонации речи
• Зрительное восприятие предмета в целом
• Автоматизированные движения
• Запоминание музыки, картин, запахов

Исследователями отмечено заметное положительное влияние музыкально-ритмических игр на детей: формирование хороших способностей к восприятию информации и способности концентрировать внимание.
http://music-mydream.com/important/articl/58-polza-regulyarnyh-zanatij-muzykoi-s-detmi
Музыкальное искусство является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – то есть музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполняется впоследствии. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. Известный фольклорист писал: «… у ребенка, попадающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании. Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением …».

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления. Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений, то есть музыка развивает ребенка и умственно.
Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно, словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что также влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

http://pandia.ru/text/79/15/3173.php
Развиваем музыкальный слух у ребенка.
Очень часто родители беспокоятся насчет того если ли музыкальный слух у их ребенка и можно ли его развить. Безусловно, слух есть у всех в той или иной степени, ведь это всего-навсего навык и самое главное правильно и вовремя его развивать. Ничего сложного в этом нет, ведь большинство упражнений проходят в виде интересных игр, которые придутся по душе как крохе, так и его родителям.
Развитие слуховой памяти, а также определенных музыкальных знаний не обременительно. Возрастных ограничений, по развитию музыкальных навыков нет, занятия можно начинать в любом возрасте, даже если человек утверждает, что ему «наступил медведь на ухо». Однако, наиболее легче это сделать именно в детстве.
Здесь действует один закон – чем раньше, тем лучше. Первое, что запоминает малыш – это мамин образ и голос. Поэтому пойте колыбельные, чаще разговаривайте с ребенком, он будет следить за интонацией. Чуть позже можно включать ему для прослушивания небольшие фрагменты классической музыки, звуки природы. При этом важно взаимодействовать с малышом, рассказывать, что звучит, какой характер музыки. Выделяйте некоторые моменты в композиции, чтобы привлечь внимание крохи и поясняйте их, например, звучание колокольчика, капли дождя, пение птиц. Играя с погремушками, также комментируйте звуки, как звучит тот или иной предмет (громко, тихо).
Ближе к году малыш начинает делать первые шаги, можете начать развивать у него чувство ритма. Включайте музыку и хлопайте в ладоши в такт ей. Регулярно выполняя такое несложное упражнение, вы заметите, что малыш без труда сам сможет повторить это. Можно попросить хлопнуть или топнуть ногой только в определенный момент, например, на каком-нибудь слове или ярком фрагменте. Такие занятия отлично разовьют ритм, а также слух, память и координацию.
Ближе к двум годам можно начинать изучение низких и высоких звуков. Для этого отлично подойдут программные произведения различных композиторов, послушайте вместе с малышом отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова или «Карнавал животных» К. Сен-Санса, обсудите то, что вы услышали. Также полезно будет знакомить малыша со звуками, которые издают различные животные, учите с ним вместе как «говорит» корова, кошка, мышка, комарик, у кого из них высокий голос, у кого низкий. Уже в этом возрасте можно пока в игровой форме учиться извлекать звуки на музыкальных инструментах – ксилофоне, губной гармошке, флейте, синтезаторе. Полезно использовать также барабан, маракасы и бубен.
Особенно важно при развитии музыкальных навыков уделять внимание стихам. Обратите на этот этап занятий особое внимание. Стихи А. Барто, К. Чуковского и С. Михалкова хорошо ложатся на музыку, поэтому в течение дня читайте их малышу, весьма полезно будет произносить их нараспев.
Начиная с четырех лет, можно играть в разные игры, например, угадать звучащий предмет. Для этого приготовьте различные кухонные принадлежности, это может быть стакан, фужер, кастрюля, ковш или даже терка. Карандашом постучите по нему и предложите ребенку найти этот предмет.
Предложите малышу с помощью музыкальных инструментов, которые у вас имеются в арсенале изобразить звуки природы и голоса животных. Детям постарше предложите нарисовать то, что они услышали в прослушанном фрагменте, это отлично развивает память, слух и образное мышление. Предварительно обсудите с ним то, что услышали, какие звуки, какие инструменты были.
Не забывайте разучивать простые детские песенки, фрагменты мелодии, петь вместе с малышом, это тоже весьма полезно для развития музыкального слуха.
Уже в этом возрасте можно вместе посещать концерты симфонического оркестра, детские представления, некоторые ансамбли и творческие коллективы устраивают специальные детские программы с элементами беседы и игры.
Во всех этих занятиях важно не только правильно и четкое выполнение ребенком всех пунктов, а в первую очередь его взаимодействие с родителями. Занимайтесь, пойте, читайте стихи и сказки как можно чаще с малышом и тогда он будет также активно включаться в музыкальную деятельность вместе с вами.

http://suntimes.ru/muzykalnoevospitanie-detej/razvivaem-muzykalnyj-slukh-u-rebenka
Всем известны имена П.И.Чайковского, В.А.Моцарта, И.Дунаевского, имена гениев музыкального мира. Кто избрал им путь гениев? Природа? Родители? Педагоги? Может быть, профессиональные качества передаются с генами?
Нередко можно услышать фразу: «Весь пошел в отца, у него совсем нет музыкального слуха!» Роль генов, конечно, весомая, но, однако, в действительности, все обстоит несколько иначе. Если бы происхождение было определяющим фактором в формировании способностей, то тогда дети, поколение за поколением, наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее и многограннее, и не редки случаи, когда сын ученого становится скрипачом, а сын пианиста – врачом. И объясняется это окружением, в котором растет малыш, теми возможностями для раскрытия зачатков способностей, которые создают родители, формируя собственный жизненный опыт ребенка. И если сын музыканта выбирает ту же профессию, что и его отец, то объясняется это тем, что с первых дней появления на свет ребенок воспитывался в атмосфере музыки.
Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого ребенка! Они составляют основу развития музыкальных способностей. А созданные необходимые условия для развития музыкальных способностей дадут значительный эффект в формировании музыкальности ребенка! И если вы заметили у своего ребенка проявление музыкальных способностей, помогите малышу подружиться с музыкой, создайте прочный фундамент для развития его творческих музыкальных способностей.
А как узнать, есть ли музыкальные способности у вашего ребенка? Если вы заметили настойчивый интерес малыша к музыке, его желание проявить себя в различных видах музыкального творчества: пении, слушании, танцевальности, подыгрывании на музыкальных и немузыкальных инструментах, то это говорит о его музыкальности. Ребенок может быстро «включаться» в ритм мелодии и подпевать, пританцовывать, узнавать настроение и интонации, запоминать мелодии. И чем активнее будет происходить общение вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится.
Сама природа помогает ребенку познавать окружающий мир через многообразие звуков, а через них дети учатся распознавать интонацию, ритм, динамику, темп. То есть, через выразительные средства музыки! Родителям нужно только вовремя заметить их проявление, не упустить момент!
В игре, разучивании стихотворений познается понятие ритма, в сравнении голосов животных – интонация. При прогулке, игре в мяч, себя проявят ритм и темп. Силу звука или динамику дети учатся различать, когда играют в «великана» и «малыша». Опять же, все эти понятия можно встретить при чтении сказок.
При слушании мелодий, старайтесь вместе с ребенком определить их характер, понять, что происходит в музыке, различить интонации различных инструментов. Небольшие музыкальные пьесы русских композиторов очень красочны, понятны и интересны детям! Какие только жизненные и даже сказочные истории в них не отражены! Здесь и «Марш деревянных солдатиков», и «Баба Яга», и «Пастушок», и многое-многое другое!
Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время, например, перед сном.
Если вы хотите, чтобы сердце вашего ребенка стремилось к добру, красоте, человечности, помогите ему понять мир музыки, развивайте его музыкальные способности!

https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlyaroditeley/2014/05/20chto-takoe-muzykalnost[/url]

Банковские реквизиты

УФК по Кемеровской области
(МБДОУ  № 16, л/сч. 20396У02080)
ГРКЦ ГУ Банка России по
Кемеровской области,
г.  Кемерово
ИНН 4212018737
КПП 421201001
БИК 043207001
р/сч. 40701810500001000015
652523, Российская Федерация,
Кемеровская область,
г. Ленинск-Кузнецкий,
проспект Ленина 61/4
Телефон (38456) 2-08-17,  2-08-42