Дополнительная общеразвивающая программа «Чистый звук» (индивидуальные занятия с логопедом)

 

 

 

 

 

Содержание

 

I Комплекс основных характеристик программы

 

3

1.1.Пояснительная записка

3

1.2.Цель и задачи программы логопеда                          

5

1.3.Содержание программы     

6

1.4. Планируемые результаты

14

II Комплекс организационно-педагогических условий

15

2.1. Календарный учебный график

15

2.2. Условия реализации программы

16

2.3. Оценочные материалы

19

2.4. Методические материалы

2.5. Список литературы

22

24

 

 

 

 

 

I. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

Исследования коррекционных педагогов, многолетний опыт логопедов – практиков показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Среди них значительную часть составляют дети 5-7 лет, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной речи. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Они не готовы к новой социальной роли ученика с определённым набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно думать, стремиться узнавать новое.

Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.

Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими.

Внятность и чистота произношения зависят от многих факторов и в первую очередь от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.

При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения, поэтому звуки произносятся смазано, особенно в речевом потоке. Несформированность двигательных дифференцировок может привести к замене сложных звуков простыми по артикуляции.

            Не менее важным фактором, приводящим к нарушению произношения, является незрелость или несформированность фонематических процессов.

            Сущность логопедического воздействия заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков с помощью специальной системы педагогического воздействия. Формирование навыков правильного произношения осуществляется логопедом на специально организованных занятиях.

Адресат программы: дети 5-6 лет с фонетико- фонематическим нарушением речи (ФФНР) и общим недоразвитие речи (ОНР).

            Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа. Звуковой анализ — это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками. Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна.

            Речевой опыт детей с ОНР весьма ограничен, языковые средства, которыми они пользуются, являются несовершенными. Они далеко не полностью удовлетворяют потребность устного обучения. Поэтому разговорная речь детей с данными речевыми нарушениями оказывается бедной, малословной, тесно связанной определенной ситуацией. Вне этой ситуации она становится часто непонятной. Связная (монологическая) речь, без которой не может быть полноценного усвоения приобретенных детьми знаний, либо развивается с большими трудностями, либо, вообще, полностью отсутствует.

Все указанные отклонения в развитии речи самостоятельно не преодолеваются и не исчезают. Поэтому речевое развитие таких детей можно обеспечить только при условии использования системы коррекционных мероприятий, предусматривающих формирование речевой практики, в процессе которой происходит овладение фонематическими и лексико-грамматическими закономерностями языка, обучение речи как средству общения и обобщения.

Уровень общего недоразвития речи может быть различен: от полного отсутствия речевых средств обучения, до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Левина Р.Е. выделила уровни общего недоразвития речи:самый тяжелый - ОНР 1уровня; средний – ОНР 2 уровня; более легкий – ОНР 3 уровня и ОНР 4 уровня.

Объем и срок освоения программы.

Данная программа рассчитана на 1 учебный год.

Общее количество учебных часов - 72 часа.

Форма обучения: очная.

Особенности организации: индивидуальная.

Продолжительность индивидуального занятия составляет 30 минут

Индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю(2 часа в неделю)

.

 

 

 

 

1.2. Цель и задачи программы логопеда

 

            Цель программы: устранение речевых недостатков у детей с нарушениями речи, осуществление своевременного и полноценного личностного развития. Предупреждение дисграфии, дислексии, а также других возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

          Задачи:

1.                  Формировать правильное произношение звуков и вводить их в речь.

2.                  Развивать артикуляционную и мелкую моторику, просодические компоненты; речевое дыхание; лексико-грамматический строй речи.

3.                  Развивать и совершенствовать фонематические процессы: анализ, синтез, восприятие и представления.

4.                  Развивать     психические функции: слуховое     внимание, зрительное   внимание, слуховую память, зрительную   память, логическое мышление, пространственную ориентировку.

5.                  Совершенствовать связное высказывание в процессе работы над фонетико-фонематической стороной речи.

 

 

 

 

 

 

1.3. Содержание программы

Учебный план

 

Этапы работы

Тема

Количество занятий

1. Подготовительный

Подготовка речевого аппарата к овладению звуками речи.

 

6

2. Постановка звука

Постановка [c]; [c`]

Постановка [з]; [з`]

Постановка [ш]

Постановка [ж]

Постановка [щ]

Постановка [л]; [л`]

Постановка [р]; [р `]

Постановка [ц]

Постановка [ч]

Постановка других звуков

9

3. Автоматизация звуков

Автоматизация звука в слогах

9

 

Автоматизация звука в словах

9

 

Автоматизация звука в предложениях

9

 

Автоматизация звуков в связной речи

9

4.Дифференциация звуков

Дифференциация изолированных звуков

4

 

Дифференциация звуков в слогах

4

 

Дифференциация звуков в словах

4

 

Дифференциация звуков в предложениях

4

 

Дифференциация звуков в связной речи

5

Итого

 

72

 

* Порядок изучения звуков (работа с другими звуками), количество занятий могут видоизменяться по усмотрению логопеда в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников. 

 

Содержание коррекционной работы

 

Этапы коррекционной работы

Направления коррекционной работы

Методы логопедического воздействия

I этап подготовительный.

Цель: подготовка слухового и речедвигательного анализаторов к постановке звуков.

 

1.      Развитие ручной моторики.

Цель: активизация моторных речевых зон головного мозга.

 

I. Упражнения на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук общего характера, включенные в различные виды деятельности:

1. конструирование из кубиков различных построек по образцу, по памяти, произвольно;

2. раскладывание и складывание разборных игрушек;

3. составление предметных разрезных картинок (по образцу, по памяти);

4. складывание из палочек, спичек геометрических фигур, изображений, букв;

5. обведение контуров предметных изображений;

6.раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами;

7. вырезывание цветных фигурок, полосок по контурам;

8. наматывание ниток на катушку, клубок;

9. работа с пластилином;

10. работа с мозаикой;

11. игры с природным материалом (горохом, крупами, камешками, ракушками и т.д.)

II. Пальчиковая гимнастика (комплексы).

III. Пальчиковые игры без речевого сопровождения.

IV. Пальчиковые игры с речевым сопровождением.

 

2. Развитие неречевого дыхания.

Цель: развитие длительного выдоха без участия речи; формирование нижнереберного, диафрагмального дыхания.

 

Игровые упражнения: «Пилка дров», «Погреться на морозе», «Надуй игрушку», «Листья шелестят», «Бабочки», «Задуть свечу», «Покатай карандаш», «Костер», «Чайник закипел», «Снежинки летят», «Вертушка», «Лыжники» и др.

 

3. Развитие речевого дыхания и голоса.

Цель: развитие речевого дыхания на длительном плавном выдохе, различие высоты, силы, тембра голоса.

 

1. Игровые голосовые упражнения «Эхо», «Вьюга», «Дует ветер», «В лесу», «Лесенка».

2. Работа со стихотворными текстами.

3. Работа с диалогами.

 

4. Развитие артикуляторной моторики.

Цель: выработка правильных, полноценных движений артикуляторных органов для правильного произношения звуков.

 

1. Упражнения на развитие мышц лица:

а) по подражанию и словесной инструкции (закрывание глаз; зажмуривание правого, левого глаза; поднимание бровей; надувание и втягивание щек и т.д.);

б) имитация мимических движений с использованием картинок (упражнения «Дети загорают», «Подарок», «Кислый лимон», «В зоопарке»). 

2. Гимнастика для челюстей, щек, губ, языка.

Артикуляционная гимнастика включает:

а) статические упражнения («Лопаточка», «Чашечка», «Горка» и др.);

б) динамические упражнения («Улыбка»- «Трубочка», попеременное движение нижней челюсти, «Маляр» и др.).

Развитие артикуляторных движений проводится в 2-х направлениях:

а) развитие кинетической основы движений;

б) развитие кинестетических ощущений.

 

5.Развитие слухового восприятия и внимания.

Цель: подготовка к различению на слух речевых единиц: слов, слогов, звуков; формирование установки на точное восприятие речи окружающих.

 

1. Упражнения на узнавание неречевых звуков («Кто хлопал?», «Что звучит?», «Тихо-громко» и др.).

2. Упражнения на развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале («Найди картинку», «Близко-далеко», «Хлопки», «Кто летит?» и др.)

 

6. Развитие слухомоторных координаций (развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур).

Цель: подготовка к работе над звуко-слоговой структурой слова, над ударением (логическим, фразовым), интонационной выразительностью.

 

1. Упражнения на оценку ритмов.

2. Упражнения на воспроизведение ритмов:

  • по слуховому образцу;
  • по инструкции.

Материалом для упражнений служат различные ритмические структуры:

  • одиночные «пачки»;
  • серии «пачек»;
  • простые ритмы;
  • акцентированные ритмы

 

7. Развитие фонематического восприятия и элементарных форм фонематического анализа.

Цель: формирование умения различать слова близкие по звуковому составу, развивать умение выделять звук на фоне слова, первый и последний звук в слове.

1. Упражнения на различение слов, близких по звуковому составу («Найди ошибку», «Подбери картинки», «Найди пару», «Поезд» и др.).

2. Упражнения на развитие фонематического анализа («Подними картинку», «Красный-зеленый-синий», «Угадай, где спрятался звук?»).

Работа проводится на материале звуков, правильно произносимых детьми после уточнения артикуляции и слухового образа звуков.

II этап – этап формирования первичных произносительных навыков

(Постановка звуков)

Постановка звука.

Цель: формирование правильного артикуляционного уклада изолированного нарушенного звука.

Направления работы:

1. Развитие слухового восприятия.

Цель: уточнение слухового образа отрабатываемого звука.

2. Развитие фонематического анализа.

Цель: выделение отрабатываемого

звука на фоне слова, уточнение его слухопроизносительного образа.

3. Развитие речевой артикуляторной моторики.

Цель: уточнение артикуляции отрабатываемого звука с опорой на зрительное, тактильное восприятие и кинестетические ощущения; отработка каждого элемента необходимого артикуляторного уклада.

1. Игры и упражнения на уточнение слухового образа отрабатываемого звука:

  • введение картинки-символа, соотносящейся со звуком;
  • игры на звукоподражание.

2. Упражнения на выделение звука на фоне слога, слова (проводятся аналогично упражнениям на подготовительном этапе, но речевой материал подбирается на конкретный звук, над которым ведется работ. 

3. Упражнения на развитие артикуляторной моторики (определенный комплекс упражнений для губ, щек, челюстей, языка для подготовки правильного произнесения нарушенного звука).

 

4. Работа по непосредственной постановке звука.

Цель: объединение изолированных артикуляционных элементов в единый артикуляционный уклад

4. Непосредственная постановка звука.

Способы:


а) по подражанию (с опорой на слуховой образ, на зрительное, тактильное восприятие и кинестетические ощущения);

б)механический (с использованием вспомогательных средств: шпателя, зонда и т.д.);

в) от других правильно произносимых звуков;

г)от артикуляторного уклада;

д)смешанный способ постановки (используются различные способы).

IIIэтап – этап автоматизация звуков.

 

Автоматизация звука.

Цель: закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале; введение звука в слоги, слова, предложения, связную речь.

Направления работы:

1. Введение звука в слоги, слова, словосочетания, связную речь (основное направление работы).

2. Развитие фонематических процессов (фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза).

3. Работа над просодической стороной речи: над ударением в процессе автоматизации звука в словах и слогах (используются серии слоговых цепочек с перемещающимся ударным слогом); над темпом, ритмом, логическим ударением и интонацией в словосочетании, предложении и связной речи).

4. Словарная работа (обогащение, уточнение, активизация и систематизация словаря).

5. Совершенствование грамматического строя речи.

 

1. Упражнения на имитацию слогов с отрабатываемым звуком:

а) прямых открытых слогов – обратных слогов (при автоматизации щелевых звуков);

б) обратных слогов – прямых открытых слогов (при автоматизации смычных и аффрикат). 

2. Упражнения на автоматизацию звука в словах: имитация, игры с называнием картинок и натуральных предметов:

а) звук в начале слова;

б) звук в конце слова;

в) звук в середине слова (а,б,в – в простых односложных словах);

г) звук в односложных словах со стечением согласных;

д) звук в начале слова;

е) звук в середине, конце слова (д,е – в простых двусложных словах);

ж).звук в двусложных словах со стечением согласных;

з) автоматизация звука в трёхсложных словах без стечения согласных;

и) автоматизация звука в трехсложных словах со стечением согласных.

3. Автоматизация в словосочетаниях. 

4. Автоматизация в чистоговорках

5. Автоматизация звука в предложениях (с постепенным усложнением структуры предложения и речевого материала).

6. Автоматизация в связной речи.

Приемы работы при автоматизации звука в словосочетаниях, предложениях, связной речи: имитация речевых высказываний; заучивание чистоговорок, поговорок, пословиц и стихотворений; пересказ рассказов, составление предложений и рассказов по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке; дидактические игры.

IV этап – этап формирования коммуникативных умений и навыков

(Дифференциация звуков)

Дифференциация звуков речи.

(Проводится, если ребенок заменяет или смешивает звуки в речи).

Цель: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематичекого анализа и синтеза.

Подэтапы:

1.Предварительный этап работы над каждым из смешиваемыхзвуков.

Цель: уточнить произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.

2. Этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

Цель: сравнение конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.

 

1. Упражнения первого подэтапа.

а) Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения (упражнения при постановке звука).

б) Игры и упражнения на уточнение слухового образа звука (картинка-символ, игры на звукоподражание).

в) Выделение звука на фоне слога (“Красный – зелёный”).

г) Выделение звука на фоне слова (исключаются слова со звуками, сходными акустически и смешиваемые в произношении). “Подними цветной кружок на заданный звук”, “Назови картинки (придумай слова), где есть заданный звук”.

д) Определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова.

е) Выделение слова с данным звуком из предложения.

2. Упражнения второго подэтапа (речевой материал включает слова со смешиваемыми звуками).

а) Дифференциация звуков в слогах (повторение слогов со звуками, выделение звуков из слогов с поднятием кружка-символа, придумывание слогов со звуками, преобразование слогов).

б) Дифференциация звуков в словах (определение звука в словах, места звука, работа с картинками –квазиомонимами и др. упр.).

в) Дифференциация звуков в предложениях (аналогично упражнениям первого подэтапа, но включаются оба смешиваемых звука).

г) Дифференциация звуков в связной речи (работа с картинками, стихами, короткими текстами).

 

 

 

Цель: сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

1. Развитие умения использовать автоматизированные и отдиференцированные на специально подобранном материале звуки в естественных речевых условиях.

2. Формирование способности контролировать своё умение правильного произнесения звуков в спонтанной речи.

Заучивание стихов, диалогов, составление предложений, рассказов по картинкам, пересказы коротких текстов, где частотность данного звука не превышает нормального его распределения в естественной речи.

 

 

 

1.4.Планируемые результаты

 

         В результате освоения содержания данной программы дошкольник должен приобрести следующие умения:

·          правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;

·         четко дифференцировать все изученные звуки;

·         называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

·          находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

·         различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

·         называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

·          производить элементарный звуковой анализ и синтез;

·         овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении

стихов.

 

            С помощью данной программы у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьётся фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.

 

 

 

 

II.Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

 

Учебный год начинается первого сентября и длится девять месяцев (до первого июня).  

Начало учебного года – 01 сентября 2019 года

Каникулярный период – 31 декабря 2019 года по 08 января 2020 года

Окончание учебного года – 31 мая 2020 года

Продолжительность учебной недели – 5 дней (понедельник - пятница)

Количество учебных недель – 36 недель

Количество учебных дней – 72 дня

           Учебный год условно делится на периоды/этапы:

            I этап – Подготовительный (сентябрь)

II этап – Постановка звуков (октябрь)

III этап –Автоматизация звуков (ноябрь-февраль)

IV этап – Дифференциация звуков (март-май)

Летний оздоровительный период – 01.06.2020г. – 31.08.2020г.

 

 

 

 

 

2.2. Условия реализации программы

 

Материально-техническое обеспечение

Оснащение логопедического кабинета

п/п

Оборудование

Количество (штук)

1.

Настенное зеркало 50x120 см

1

2.

Зеркало 9x12 см по количеству детей

6

3.

Логопедические шпатели одноразовые стерильные

 

4.

Наглядный материал по развитию речи, систематизированный в папках

 

5.

Речевые игры

 

6.

Лампа

1

7.

Парты – столы

3

8.

Шкафы в достаточном количестве для наглядных пособий, дидактических игр и методической литературы.

2

9.

Стол для учителя- логопеда

1

10.

Стулья

6

11.

Песочные часы

1

12.

Методическая литература

 

13.

Часы настенные

1

14.

Доска магнитная

1

 

            Логопедический кабинет полностью оснащен необходимым оборудованием, методическими материалами и средствами обучения.

Пособия логопедического пункта

1. Для обследования и развития слуха:

- набор звучащих предметов (погремушка, бубен, дудочка, барабан, свисток и др.);

- поющие игрушки — петушок, птичка.

2. Для обследования и развития интеллекта:

- «почтовый ящик» — коробка с прорезями и набором геометрических фигур;

- разрезные предметные картинки разной конфигурации и сложности, из 2, 3, 4, 6 частей;

- игра «Четвертый лишний»: наборы карточек с изображением 4 предметов;

-пирамидки из 4 — 8 колец;

- набор матрешек и кубиков разной величины и цвета;

- счетный материал в пределах 20 (наборы мелких предметов: елочек, грибочков, шишек, счетных палочек);

- изображение контуров предметов и их частей;

- наборы карточек, помогающих выработать обобщающие понятия;

- игра «Сравни и отличи»: наборы картинок типа «девочка — кукла»;

-игра «Бывает - не бывает»: сюжетные картинки разной сложности с нелепыми ситуациями.

3. Для обследования и развития фонематических процессов:

- раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, навыков анализа и синтеза предложений (паровозики для определения места звука в слове, пластиковые кружки, квадраты, прямоугольники разных цветов и т. п.)

- «Что услышал, что увидел»: картинки-слова, близкие по звуковому составу: рак — лак

мак бак; дом — ком лом сом;

4. Для развития словаря:

Настольно-печатные игры для обогащения словаря ребенка.

- «Большие и маленькие» — набор картинок, игрушек, изображающих животных и их детенышей;

- «Что забыл нарисовать художник?» — набор картинок, изображающих предметы и части

предметов;

- «Скатерть-самобранка» — предметные картинки с изображением различных продуктов

питания;

- «Зоологическое лото» — картинки домашних, диких животных, животных жарких стран,

Севера;

- «Чудесный мешочек» — набор мелких предметов, игрушек для закрепления лексики, собранных в яркий матерчатый мешочек;

- «Скажи наоборот» — набор картинок, к которым подбираются антонимы;

- «Вкусный сок» — набор картинок, изображающих различные фрукты, картинка с изображением стакана с соком;

- «На воде, в воздухе, на суше» — картинки с изображением транспорта;

- «Наша семья» — изображение членов семьи, выполняющих различные действия: бабушка вяжет, мама варит обед и т.п.;

- «Кто как передвигается?» — набор картинок с изображением птиц, животных, насекомых;

- «Кто как голос подает?» — набор картинок с изображением птиц, животных; «Кто что делает?» — набор картинок с изображением людей разных профессий.

5. Для развития грамматического строя речи:

Настольно-печатные игры для совершенствования грамматического строя речи.

- «Как Вася одевался» — дидактическая кукла с предметами одежды, обуви, головных уборов в соответствии с сезонами или соответствующие картинки (употребление существительных в винительном падеже ед. и мн. числа);

- «Что с чем?» — картинки, изображающие предметы (например, ключ, замок, молоток, тарелка), необходимые в быту (употребление существительных в творительном и родительном падежах);

- «Что кому нужно?» — наборы картинок, изображающих людей разных профессий и орудия их труда (употребление существительных в дательном падеже); «Волшебный сундучок» — картинки с изображением одного, двух, пяти различных предметов(согласование существительных с числительными 1, 2, 5);

- «Исправь» — набор опорных слов-карточек, картинки — символы предлогов

(составление грамматически правильного предложения);

- «Чем питается?» — наборы картинок с изображением животных, птиц и их корма(употребление существительных в творительном падеже);

- «Кто чем защищается?» — картинки, изображающие животных, птиц и части тела(употребление существительных в творительном падеже);

- «Кто у кого?» — картинки с изображением животных, птиц и их детенышей(употребление существительных в родительном падеже, составление сложносочиненных предложений);

- «Что из чего?» — набор картинок с изображением предметов без какой-либо детали(употребление существительных ед. и мн. числа в родительном падеже).

6. Для развития связной речи:

- Папки по темам: детский сад, семья, овощи, фрукты, ягоды, профессии, школа, транспорт, мебель, продукты питания, наш край, космос, защитники Отечества, моя Родина, посуда, деревья и кустарники, домашние животные, дикие животные, перелетные птицы, зимующие птицы, насекомые, цветы садовые, цветы первоцветы, дом, одежда, обувь;

- серии последовательных сюжетных картинок от простых по содержанию (2 — 3) до более сложных (3 — 5);

- схемы для составления описательных рассказов;

- наборы игрушек «кукольный театр» для инсценирования сказок;

- лото, домино по изучаемым лексическим темам.

7. Для формирования правильного произношения:

- набор звуков-символов;

- серии предметных картинок для постановки звуков;

- профили артикуляции звуков;

- картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп(слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, тексты);

- настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.

8. Для развития дыхания и голоса:

- дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары, вертушки, султанчики, пластмассовые стаканчики с теннисными шариками и другие надувные игрушки, «Мыльные пузыри», перышки, сухие листочки, лепестки цветов и т. д.).

9. Для развития мелкой моторики:

- массажные мячики разных цветов и размеров;

- «пальчиковые бассейны» с различными наполнителями;

- игрушки-шнуровки, игрушки-застежки;

-кнопочная мозаика;

- плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всемизучаемым лексическим темам, трафареты, клише, печати;

- пирамидки;

-пособие «Зашнуруй ботинок» — ботинок со шнуровкой;

- пособие «Собери бусы» — набор больших деревянных бус с отверстиями для шнура;

- набор шнурков разного цвета.

10. Для обучения грамоте:

- игры и пособия для обучения грамоте и формирования готовности к школе;

- слоговые таблицы;

- разрезной алфавит, магнитная азбука и азбука для коврографа;

- буквари; кассы букв и слогов по количеству детей;

- конверты с паровозиками (схемами слов), фишками, палочками (для выкладывания букв) на каждого ребенка;

- ребусы, кроссворды, изографы.

 

 

 

 

2.2. Оценочные материалы

Для решения задач программы проводится оценка индивидуального развития детей. Результаты педагогической диагностики используются для профессиональной коррекции особенностей их речевого развития.

1. Педагогическая диагностика проводится два раза в год: 1-2 неделя сентября; 3-4 неделе мая с целью выявления динамики речевого развития детей, получающих дополнительную образовательную услугу. Также возможно обследование по мере возникновения потребности или по запросу родителей.

2. Обследование дошкольников проводится с использованием методик Власенко И. Т., Чиркиной Г. В., Филичевой Т. Б., Левиной Р. Е.

В ходе обследования изучаются следующие компоненты речевой системы:

1. Артикуляционная моторика - (авторы Власенко И. Т., Чиркина Г. В.)

2. Фонематический слух и восприятие - (методики Филичевой Т. Б., Левиной Р.Е.)

3. Звукопроизношение - (под редакцией Власенко И. Т., Чиркиной Г. В.)

 

Инструментарий для логопедического обследования артикуляционного аппарата

 

Выполнение артикуляционных упражнений

 

Оценка

 

1.        Губы в улыбке

2.        Губы в «трубочку» 3-5 сек, 4-5 раз

3.         Язык «лопаткой»

4.        Язык "чашечкой»

5.        Язык «иголочкой»

6.        Щелканье языком(позы, объем, темп, точность, симметричность)

7.        «Вкусное варенье» (наличие синкинезий, гиперкинезов, тремор)

8.        «Качели» (посинение органов речи или носогубного треугольника)

9.        «Маятник»

10.     «Улыбка» - «Трубочка»

5 баллов – правильное выполнение движения

4 балла – замедленное выполнение;

3 балла – замедленное и напряженное выполнение;

2 балла – выполнение с ошибками: длительный поиск

1 балл – невыполнение движения

 

 

Инструментарий для логопедического обследования фонематического слуха и восприятия

 

Предъявление слоговых рядов

Оценка

 

1.       Па - баБа – па

2.      Са - заЗа – са в темпе предъявления

3.      Са - шаШа – СА

4.      Ла - ра Ра – ла в темпе предъявления

5.      Ма – на – ма На – ма – на

6.      Да – та – да Та – да – та второй уподобляется первому (ба – па – ба – па)

7.      Га – ка – га Ка – га – кА

8.      За – са – за Са – за – са пара с перестановкой слогов, их заменой и пропусками

9.      Ша – жа - шаЖа – ша – жа

10. Са – ша – саШа – са – ша

11. Ца – са – цаСа – ца – са

12. Ча – тя – чаТя – ча – тя

13. Ра – ла - ра Ла – ра - ла

 

5 баллов – точное и правильное воспроизведение

4 балла – точное воспроизведение в медленном темпе

3 балла – первый член воспроизводится правильно, второй- нет

2 балла – неточное воспроизведение обоих

1 балл – отказ от выполнения,полная невозможность

 

 

Инструментарий для логопедического обследования звукопроизношения

 

Обследование звуков

Оценка

 

1.      ССобака – маска – нос

2.      СЬ Сено - василек – высь

3.      З Замок – коза

4.       ЗЬ Зима – магазин

5.      Ц Цапля – кольцо – палец

6.      Ш Шуба – кошка – камыш

7.      Ж Жук – ножи

8.      Ч Чайка – очки – ночь

9.      Щ Щука – вещи – лещ

10.  Л Лампа – молоко – пол

11.  ЛЬ Лето – колесо – соль

12. Р Рыба – корова – топор

13.  РЬ Река – варенье – дверь

14. К Кот - рука – сок

15.  КЬ Кино – руки

16.  Г Голуби – нога

17.  ГЬ Гена – ноги

18.  Х Хлеб – пихта – мох

19.  ХЬ Духи –хитрая

20. J Йогурт – майка - клей

 

5 баллов – норма

4 балла – верно изолировано

3 балла – верно изолированно и в начале слова

2 балла – верно 1 звук из группы

1 балл – все неверно

 

 

 

 

  

Протокол обследования уровня речевого развития

 

Ф.И. ребенка

Возраст

Фонематический слух и восприятие

Звукопроизношение

Артикуляционная моторика

Всего баллов

1.

 

 

 

 

 

 

итого

 

 

 

 

 

 

 

В графе «Итого» подсчитывается коэффициент выполнения:

коэффициент = сумма баллов / количество детей.

 

 

 

 

2.3. Методические материалы

            К вариативным формам реализации рабочей программы учителя-логопеда относят индивидуальные, самостоятельная речевая деятельность.

Методы коррекционной работы:

1.      Наглядные:

- непосредственное наблюдение (рассматривание объектов, наблюдения, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, просмотр слайдов);

-опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).

      2. Словесные:

-чтение и рассказывание художественных произведений;

-заучивание наизусть стихов, небольших рассказов, скороговорок, чистоговорок и др.;

- пересказ;

- обобщающая беседа;

- рассказывание без опоры на наглядный материал;

- рассказ учителя-логопеда, разговор учителя-логопеда с детьми;

- рассказывание по игрушкам, рассказывание по картине, рассказывание из опыта;

- творческое рассказывание;

- речевые ситуации; речевые логические загадки.

 

2.      Практические:

- дидактические игры и упражнения;

- моделирование;

- проектирование;

- игры-драматизации и инсценировки;

- хороводные игры и элементы логоритмики;

- грамматические упражнения;

- словесные упражнения;

- артикуляционные упражнения.

Средствами реализации рабочей программы учителя-логопеда являются:

- демонстрационные картины;

- предметные и сюжетные картинки;

- игрушки;

- дидактические игры;

- художественная литература;

- коллекции предметов (камушки, пуговицы и т.д.);

- репродукции пейзажных картин и натюрмортов;

- разные виды театров, костюмы, декорации.

 

            Занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий.

            Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

            Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается учителем-логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка.

           Учитывается следующее:

·         Для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;

·         Звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсроченно во времени;

·         Окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.

            Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.

 

 

 

2.4. Список литературы

 

1.      Борисова, Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками: методическое пособие [Текст]/ Е.А.Борисова.- М.: ТЦ Сфера, 2008-180с.

2.      Кондратенко, И.Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: методическое пособие [Текст]/ И.Ю. Кондратенко.- М.: Айрис-Пресс, 2005.- 224с.

  1. Пожиленко, Е.А. Артикуляционная гимнастика/ Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Пожиленко,- СПб.: КАРО, 2007.- 92 с.
  2. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-6 лет: дидактические материалы [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: Вентана - Граф, 2010. – 64 с.
  3. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и    обучение [Текст] / Т.Б.Филичева, Т.В. Туманова.- М.: Гном-Пресс, 1999.- 80с.
  4. Филичева, Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием [Текст] / Т.Б.Филичева, Т.В. Туманова.- М.: Гном-Пресс, 1999.- 80с.
  5. Филичева, Т.Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием [Текст]/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.-М.: МГОПИ,1993.-223с.
  6. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие [Текст] /Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.- М.: Айрис-пресс, 2008.- 224с.
  7. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей / Пособие по диагностике речевых нарушений [Текст] / Г. В. Чиркина.– М.: Аркти, 2003. – 240 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Банковские реквизиты

УФК по Кемеровской области
(МБДОУ  № 16, л/сч. 20396У02080)
ГРКЦ ГУ Банка России по
Кемеровской области,
г.  Кемерово
ИНН 4212018737
КПП 421201001
БИК 043207001
р/сч. 40701810500001000015
652523, Российская Федерация,
Кемеровская область,
г. Ленинск-Кузнецкий,
проспект Ленина 61/4
Телефон (38456) 2-08-17,  2-08-42