Дополнительная общеразвивающая программа «От звука к букве» для детей 6-7 лет

  

 

От звука к букве. Дополнительная общеразвивающая программа для детей 6-7 лет – Ленинск-Кузнецкий: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16» - 2016г. – 15с.


Составители: Арнаут Е.Н., Калашникова О.В., Королева-Граф О.В., Пашина О.А., воспитатели МБДОУ №16; Береза Н.В., старший воспитатель МБДОУ №16; Тараскина Т.Ю., воспитатель, педагог-психолог МБДОУ № 16

 

Рецензент: А.А. Калмыкова, главный специалист управления образования Ленинск-Кузнецкого городского округа

 

Данная дополнительная общеразвивающая программа «От звука к букве»для детей 6-7 летсоставлена на основе«Программы обучения детей грамоте в игровой форме», И. А. Быковой, методических рекомендаций «На пороге школы», Т.Н. Дороновой, Т.И. Гризик, Л.Ф. Климановой, Е.В. Соловьевой, Л.Е. Тимощук, С.Г. Якобсон.

 

Целью данной программы является построение системы обучения чтению дошкольников в возрасте с 6 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преем­ственность действий специалистов дошкольного обра­зовательного учреждения и родителей детей.

Занятия проходят два раза в неделю, длительность занятий 30 минут.

Данная программа адресована педагогам – психологам, воспитателям дошкольных учреждений и рассчитана на обучение детей дошкольного возраста 6-7 лет. Срок обучения – 1 год (72 часа).

Мониторинг осуществляется 2 раза в год: в сентябре фиксируются исходные данные, в мае - итоговые.

 

 

 

  

Содержание

 

1. Пояснительная записка ……………………………………………………3

2. Учебно-тематический план …………………..……………………….…..6

3. Содержание программы………………………………………………..…..9

4. Условия реализации……………………………….………………………11

5.Список литературы………………………………………………………...14

 

Приложение № 1

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Приложение № 2

Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению

Приложение № 3

Перечень основных средств обучения

 

 


 

1. Пояснительная записка

 

 

Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие различные анализаторные системы: зрительная, речеслуховая, речедвигательная.

Чтение начинается со зрительного восприятия, различия и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукового образа слова - его прочитывание. Вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого.

Научиться читать не так просто. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в слова, это ещё не всё. Многие так и остаются на уровне складывания слов, не научившись видеть смысл в прочитанном. Обучение чтению является одним из главных условий успешного   развития личности. Ребёнок, который начал читать в дошкольном   возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником.

Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, так   как является частью процесса речевого развития. Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов получения информации.   

Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не будет освоен.

Для решения этой проблемы в МБДОУ № 16» была разработана дополнительная общеразвивающая программа«От звука к букве»для детей 6-7 лет по обучению дошкольников чтению.

Главная задача работы по обучению чтению дошкольников – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научатся различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания графических элементов - букв используются следующие приемы работы: конструирование из палочек, карандашей; лепка из пластилина; рисование на листе бумаги; штриховка; обводка образца буквы.

Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.

Разработка рабочей программы обусловлена нормативно-правовой базой:

·     Федеральным законом «Об образовании в РФ»;

·     постановлением главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организаций»;

·     приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

·     Конвенцией ООН о правах ребёнка;

·     социальным заказом родителей;

·     желанием самих детей.

 

Данная  программа составлена на основе «Программы обучения детей грамоте в игровой форме», И. А. Быкова;методических рекомендаций«На пороге школы», Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик, Л.Ф. Климанова, Е.В. Соловьева, Л.Е. Тимощук, С.Г. Якобсон.

Целью программы является построение системы обучения чтению дошкольников в возрасте с 6 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преем­ственность действий специалистов дошкольного обра­зовательного учреждения и родителей детей.

 

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:

 

·     сформировать умение работать с полным составом звуков и букв русского языка;

·     обучить дошкольников аналитико-синтетическому слиянию слоговых сочетаний – чтению;

·      развивать мыслительные процессы (элементов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), способности слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание;

·     развивать грамматический строй речи (упражнять в правильном употреблении глаголов, предлогов, учить согласовывать числительные с существительными);

·     совершенствовать звуковую культуру речи, уточнять значения слов и словосочетаний, активизировать словарный запас в самостоятельных высказываниях, развивать диалогическую речь;

·     применять полученные знания, умения и навыки в познавательной деятельности;

·     воспитывать культуру общения.

 

Процесс обучения чтению строится на общедидактических специфических принципах:

1. принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала обучения («от простого к сложному»);

2. принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;

3. принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;

4. онтогенетический принцип (учет возрастных особенностейобучаемых).

 

Занятия проходят два раза в неделю, длительность занятий 30 минут. В группе не более 10 человек.

 

Мониторинг осуществляется 2 раза в год: в сентябре фиксируются исходные данные, в мае - итоговый.

 

Ожидаемый результат и способ проверки (см. Приложение № 1)

Тестирование проводится только с письменного согласия родителей.

Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемых детям. Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации; а также применяются диагностические методики:

– диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет (автор Колесникова Е.В.);

– тест «Школьной зрелости» (авторы А.Керн, И. Йирасик).

 

Диагностика проводится по 5 разделам:

·     Развитие звуковой культуры речи.  

·     Развитие фонетического слуха.

·     Развитие графических навыков и моторики.

·     Развитие звуко-буквенного анализа.

·     Чтение.

 

Показатели уровня овладения детьми программы:

 

Высокий уровень – ребенок не будет испытывать трудности в обучении чтению и письму.

Средний уровень – ребенок самостоятельно выполняет задания, но испытывает затруднения.

Низкий уровень – при выполнении заданий нуждается в помощи.

 

Данная программа адресована педагогам – психологам, воспитателям дошкольных учреждений и рассчитана на обучение детей дошкольного возраста 6-7 лет. Срок обучения – 1 год (72 часа).

2. Учебно-тематический план

 

№ п/п

Тема занятия

ЦЕЛЬ

Кол-во занятий

1

Мониторинг

Выявить исходные данные по развитию речи детей

2

2

«Знакомство: Слыш»

Подготовка дошкольников к восприятию звуков и букв русского языка; формирование

мотивации    к занятиям

1

3

«Встреча Слыша и Буковки»

Подготовка дошкольников к восприятию звуков и букв русского языка; формирование

мотивации    к занятиям

1

4

Слово

Подготовка дошкольников к восприятию звуков и букв русского языка; формирование

мотивации    к занятиям

2

5

Слог

Подготовка дошкольников к восприятию звуков и букв русского языка; формирование

мотивации    к занятиям

2

6

Слог, ударение

Подготовка дошкольников к восприятию звуков и букв русского языка; формирование

мотивации    к занятиям

2

7

Звуки речи

Развитие фонематических представлений

 

2

8

«Звук и буква

«А»»

 

Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

2

9

 

«Звук и буква

«О»»

Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

2

10

 

«Звук и буква

«И»»

Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

2

11

«Звук и буква

«У»»

Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

2

12

«Звук и буква 

«Ы»

Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

2

13

Закрепление изученного. Гласные буквы

Синтез звуков. Чтение сочетания «АУ», «УА», «ИА»

 

1

14

Закрепление изученного. Гласные буквы

Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

2

15

«Звук [Н], [Н'] и буква «Н»»

«Н» Синтез слогов: ан, он, ун, ын, ин

Синтез слов: Ната, Нина

1

16

«Звуки [Т] и [Т'], буква «Т»»

Чтение слогов: ат, от, ут, ыт, эт, ит

1

17

«Звуки [К] и [К'], буква «К»»

Чтение слогов:ак, ук, ок, ык, ик

Чтение слов: Кит, кот, ток, тук, кино, кипа, Ника, коты

1

18

 

«Звуки [С] и [С'], буква «С»»

Синтез слогов: са, со, су, сы, сэ, си

Чтение слов:   бусы, сова, сани, косы, носы, сады, киса, соки

1

19

 

«Звуки [Л] и [Л'], буква «Л»»

Чтение слогов: ал, ул, ол, эл, ыл, ил

Чтение слов: лак, лама, лапа, лупа, луна, мыло, лопата, полка

1

20

 

«Звуки [Р] и [Р'], буква «Р»»

 

Синтез слогов: ра, ро, ру, ры, рэ, ри

Синтез слов: руки, роза, рабы, ранка, дорога, гром, кран, барабан, рис, риск

1

21

 

«Звуки [В] и [В'], буква «В»»

Синтез слогов: ва, во, ву, вы, вэ, ви

Синтез слов: ива, увы, ивы, Вова, Вовы, пава, вам

1

22

Буква «Е»

Буква для чтения: «Е». Слова для чтения: ем, еда,  пена, Вера, сено, сук, сок, сел

2

23

«Звуки [П] и [П'], буква «П»»

Чтение слогов: ап, оп, уп, ып, ип. Чтение слов: папа, пума, пимы

1

24

«Звуки [М] и

[М'], буква«М»»

Чтение слогов: ам, ум, ом, им, ым, эм

Чтение слов: ум, мама, мимо, му-му

1

25

 

«Звуки [З] и [З'], буква «3»

Чтение слогов: за, зузо, зы,зи

Чтение слов: зубы, тазы, козы, ваза, музыка, низина, мимоза, Зина

1

26

«Звуки [Б] и [Б'], буква «Б»»

Чтение слогов: ба, бо. бу, бэ, бы, би

Чтение слов: бум, бом, бам, бим

1

27

 

«Звуки [Д] и [Д'], буква «Д»»

Чтение слогов: да, до, ду, ды, ди

Чтение слов: дома, дата, дубы, Дима, вода, дама, дума, мода, ода, иди

1

28

 

«Звуки [Ф] и [Ф'], буква «Ф»»

Чтении слогов: фа, фо, фу, фы, фэ, фи

Чтение слов:  Фома, Фима, фифа, миф, пуф, Уфа, мифы

1

29

 

Буквы «Я»

Буква: «Я». Чтение слов: Яша, Яна, мясо, яблоко, яма, яхта, ярко, ясн

2

30

 

«Звуки [Г] и [Г'], буква «Г»»

 

Синтез слогов: га, го, гу, гы, гэ, ги

Синтез слов: гага, губа, губы, годы, ноги, нуга, Гога, бумага, гамак, гам

1

31

 

«Звук и буква

«Ч»»

 

Чтение слогов: ач, оч, уч, эч, ич

Чтение слов: чай, часы, туча, дача, чайка, дочка, очки, бочка, чижик, бочонок

1

32

 

«Звук и буква

«Ш»»

 

Синтез слогов: ша, шу, шо, шэ, ши

Чтение слов: шаги, шипы, шина, шуба, Маша, Даша, Миша, шапка, мышка, камыши

1

33

«Звук и буква

«Ж»»

 

Чтение слогов: жа, жу, жо, жи.

Синтез слов: жаба, ножи, кожа, вижу, хожу, жатва, пижама, вожди, вожак, жди

1

34

 

Буква «Ё»

Буква для чтения: «Ё». Чтение слов: ёж, ёрш, ёлка, мёд, лён, тётя, Сёма, Лёня, чёлка, котёл

2

35

 

«Звуки [Х] и [Х'], буква «X»»

Чтение слогов: ах, ох, ух, эх, ых, их

Чтение слов: хата, муха, тихо, духи, ухо, уха, эхо, мох, хохот, хобот

1

36

 

«Звук и буква

«Й»»

 

Чтение слогов: ай, ой, уй, эй, ый, ий

Чтение слов: дай, лай, майка, сайка, зайка, сойка, Зойка, мойка, байка, лайка

2

37

 

Буква «Ю»

Буква для чтения: «Ю». Чтение слов: юла, юг, Юля, Нюра, юбка, Юра, люк

2

38

 

«Звук и буква

«Ц»»

 

Синтез слогов: ац, оц, уц, эц, ыц, иц

Синтез слов: овцы, овца, цыпа, нал, цокот, цапка, цикада, цинга, цинк, синица

1

39

«Звук и буква «Э»»

Слова для чтения: эхо, экран, Эрик, этаж, эму, Элла, Эдик, эра

2

40

 

«Звук и буква Щ»»

 

Чтение слогов: ащ, ош, ущ, эщ, ыщ, ищ

Чтение слов: щи, ищи, пища, щука, пищит, овощи, тащи, тащит, угощу, ищу

1

41

«Буква «Ь»»

Слова для чтения (с «ь»): пень, мать, боль, топь, рысь, конь, пеньки, коньки, мальчик

2

42

«Буква «Ъ»»

Слова для чтения (с «ъ»): съел, въехал, подъехал, объехал, съела, подъезд

2

43

Обобщающее

занятие

Чтение слов и предложений

1

44

Чтение слов из 4 букв и более

Чтение слов и предложений

 

3

45

 

Чтение слов из 4 букв и более

Чтение предложений

Чтение слов и предложений

 

2

46

Чтение

предложений

Чтение слов и предложений

 

3

47

Мониторинг

 

2

 

 

Всего:

 

 

72ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Содержание программы

 

 

Одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. Играя со сказочными персонажами, дети знакомится с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией.

В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.

Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации подкрепляют интерес ребенка к изучению звуков и букв.

При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.

Программа направлена не только на конечный результат – умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим.

Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.

Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.

Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.

Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.

 

 

 

 

Структурная организация занятий

 

 

 

 

На протяжении всех занятий педагог знакомит дошкольников со сказочной историей, благодаря которой дети в доступной форме изучают звуки и буквы русского языка. Каждая сказка про звук и букву может быть использована как самостоятельное занятие, так и как часть занятия. Можно разбить одну сказку на несколько частей.

На первом занятии необходимо

- прочитать сказку;

- проработать упражнения для губ или язычка;

- уточнить правильное произношение звука;

- описать звук;

- поиграть в игру со звуком.

Каждое занятие начинается с вопроса, какой звук и буква были пройдены на прошлом занятии, актуализируются характеристики пройденного звука, стихотворение про букву.

Заканчивается каждое занятие повторением с каким звуком мы познакомились, чья это «песенка», повторение характеристики звука, стихотворения про букву.

 

 

 

 

Работа со звуком и буквой

 

 

 

 

Прежде чем приступить к изучению звуков и букв, проводятся подготовительные занятия – знакомство со Слышем и Буковкой: развитие речевого и фонематического слуха; активизация познавательных процессов.

Затем начинается процесс ознакомления со звуками и обозначаемыми им графическими элементами – буквами.

Последовательность элементов занятия:

1. Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

2. Выполнение упражнений для губ или язычка (в сказках про согласные звуки – это элементы артикуляционной гимнастики). Если некоторые дошкольники еще не выговаривают какие-либо звуки или произносят их неправильно, данные упражнения помогут ребенку развить мышцы губ и языка, подготовить речевой аппарат к произношению отсутствующих звуков.

3. Далее изучаемый звук произносится верно, согласно анализу его правильной артикуляции.

4. Затем дошкольников знакомят с характеристикой звука: какой он – гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой. Необходимо опираться на тактильный, слуховой, зрительный и двигательный анализаторы при знакомстве с характеристиками звука.

Сначала педагог объясняет, как можно узнать, какой это звук:

- при произнесении гласного звука воздух изо рта выходит легко и свободно, ему ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык, то есть воздух не встречает никакой преграды, препятствия. Гласный звук можно «тянуть» и «петь». Горлышко всегда «гудит» — ребенок дотрагивается тыльной стороной ладони до горла, чтобы почувствовать эту вибрацию. Если дети не чувствуют, как «гудит» горлышко, помогите им: приложите одну руку ребенка к своему горлу, а другую — к его, произнесите звук [Ф] или [С] — горлышко не «гудит» (не вибрирует – голосовые связки не работают), а затем произнесите гласный звук [А] — горлышко «загудит» (голосовые связки вибрируют).Ребёнок чувствует, как «работает» ваше горлышко, старается повторить звуки так же, ладонью ощущая вибрацию своих голосовых связок;

- при произнесении согласного звука воздуху всегда мешают выходить свободно изо рта либо губы, либо губы и зубы, либо язык (воздух встречает преграду, препятствие на своем пути).

Для того, чтобы определить звонкость-глухость согласного звука, используйте тот же прием с горлышком — если горлышко «гудит», значит, звук звонкий, если не «гудит» — глухой. Можно прижимать ладошки к ушам: если уши «гудят», значит, звук звонкий, если не «гудят» — глухой.

- определить твердость-мягкость звука, предложите ребенку обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного звука губы «улыбаются». Произнесите перед зеркалом твердый звук [Ф] (губы находятся в нейтральном положении), а затем произнесите мягкий звук [Ф'] (губы растянулись в улыбке). Можно «помочь» кулачком: при произнесении твердого звука нужно сильно сжать кулачок, при произношении мягкого звука сжать кулачок слабо.

Затем ребенок сам перечисляет все характеристики звука, используя предложенные приемы.

5. Затем на занятиях вводятся и применяются игры с новым звуком: в каждой сказке представлена игра, развивающая речевой слух (фонематическое восприятие, анализ, синтез и представление). Используя эти игры на каждом занятии, педагог готовит речевой слух дошкольников к усвоению навыков чтения.

6. Далее, с помощью Буковки, вводится графический образ звука — буква. Расскажите стихотворение про букву.

7. Используемые приемы закрепления образа буквы:

- «рисование» буквы пальчиком в воздухе, на столе;

- выкладывание печатной буквы из карандашей, счетных палочек или других предметов;

- игра «Волшебный мешочек»: педагог предлагает детям доставать буквы из мешочка и называть их;

- педагог пальчиком «пишет» букву на тыльной стороне ладони, а ребенок, называет эту букву. Затем ребенок отгадывает букву с закрытыми глазами;

- работа в прописях и тетрадях: упражнения для освоения навыка письма.

8. В конце занятия дошкольники читают слоги с изучаемой буквой (слитно, не разделяя слог на отдельные звуки). Если дети уже хорошо справляются с этим заданием, можно постепенно переходить к чтению слов.

 

 

4. Условия реализации программы

 

 

Материально-техническое обеспечение программы

 

Основным местом для организации образовательного процесса с детьми является комната занятий, где каждому ребёнку обеспечивается личное пространство: стол, стул. Мебель подбирается в соответствии с ростом и возрастом детей.

Пространство комнаты разграничено: имеется уголок для иллюстративного материала, дидактического пособия, демонстрационного и раздаточного материала, книжный уголок, зона для настольно-печатных игр, имеется библиотека методической и художественной литературы.

Оборудование помещения безопасно, эстетически привлекательно, носит развивающий характер. Предметно-пространственная организация помещения детского сада создаёт комфортное настроение, содействует эмоциональному благополучию детей.

 

Оборудование и технические средства, используемые в образовательном процессе:

 

Наименование
 Количество (шт.)
Ноутбук
1
Колонки
2
Стимульный раздаточный материал (карточки-ксерокопии)
10
 
Cчетные палочки или другие предметы
10
Фишки-карточки
10
Буквы пластиковые в мешочках
1
Дидактические игры
5
Цветные и простые карандаши, точилка, ластик
на каждого ребенка
Цветные ручки: красные, синие, зеленые
на каждого ребенка

Прописи, тетради в клетку

 

1 пропись и 1 тетрадь на каждого ребенка

Методическое пособие по обучению грамоте

3

Картотека игр

1

 

 

Методы и приемы

 

Возрастные особенности детей требуют использования игровой формы деятельности, в связи с чем в программе предложено большое количество игровых упражнений. Для того, чтобы переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную), не выходя из учебной ситуации, проводятся физкультминутки.

 

Использование тетрадей на печатной основе помогает организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основой для формирования у них правильной самооценки результатов своих действий. Также формированию навыков самооценки способствует подведение итогов занятия. В течение 2 – 3 минут внимание детей акцентируется на основных идеях занятия. Здесь же дети могут высказать свое отношение к тому, что им понравилось, а что было трудным. Эта обратная связь поможет педагогу впоследствии скорректировать свою работу.

 

 

 

 

 

5. Список литературы

 

1. Белоусова, Л.Е. Ура, я научился![Текст]/Л.Е. Белоусова.- СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 276 с.

2. Быкова, И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме [Текст]: методическое пособие/ И.А. Быкова. – СПб.: Детство-Пресс, 2005.-112с.

3. Глинка, Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно[Текст]/Г.А. Глинка.- М.: Питер, 2012.-165с.

4. Голубина, Т.Г. Чему научит клеточка [Текст]/Т.Г. Голубина.- М.: Мозаика-Синтез, 2008 -190 с.

5. Доронова, Т.Н. На пороге школы [Текст]: методические рекомендации/Т.И. Гризик ,Т.Н. Доронова.- М.: Просвещение, 2004.-160 с.

6. Колесникова, Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет.[Текст]/ Е.В. Колесникова.- М.: Гном и Д, 2015. - 277 с.

7. Колесникова, Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет[Текст]/ Е.В. Колесникова.-М.: Ювента, 2015. -256 с.

8. Колесникова, Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников.[Текст]/Н.С. Баренцева, Е.В. Колесникова.-  М.: Гном-Пресс, 2007. -198с.

9. Савичев, В.Н. Азбука веселая в картинках и стихах[Текст]/В.Н. Савичев.-Ярославль: Академия развития, 2012. -76 с.

10. Ткаченко, Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обучению грамоте.[Текст]/ Т.А. Ткаченко.- М.: Гном и Д, 2010. - 244с.

11.Утехина, К.М. Развитие графических навыков письма у дошкольников 6-7 лет[Текст]: опыт работы практического психолога/ К.М. Утехина.-М.: Винити , 2011. - 53с.

12.Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения [Текст]: практикум по логопедии, учеб.пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошкольное воспитание»/ М.Ф. Фомичева.– М.: Просвещение, 2007. - 239 с.

Список используемых цифровых образовательных ресурсов:

1.                Развивающий материал для детей.[Электронный ресурс].2016. URL: http://www.baby-news.net

2.                Детские раскраски.[Электронный ресурс].2016. URL:http://packpacku.com

3.                Детский онлайн-журнал.[Электронный ресурс].2016. URL: http://www.solnet.ee

4.                Обучалки и развивалки для детей. [Электронный ресурс].2016. URL:http://www.detkiuch.ru/

5.                Букашка- для самых маленьких мальчиков и девочек. [Электронный ресурс].2016. URL:http://bukashka.org

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

 

 

Ожидаемые результаты и способы их проверки

 

 

 Для проверки результативности проводится диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет, автор Колесникова Е.В., результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований. Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации.

Цель: определить уровень развития способности детей к обучению грамоте и письму.

 

Задачи:

 

1. Определить уровень звуковой культуры речи;

2. Определить уровень развития фонематического слуха;

3. Выявить уровень графических навыков и моторики;

4.Выявить уровень звуко-буквенного анализа;

5.Выявить уровень сформированности навыка чтения.

 

Критерии и показатели:

 

Критерии

Показатели

1.     Звуковая культура речи

 

 

1.     Правильное произношение некоторых звуков

 

2.     Фонематический слух

 

 

 

 

 

 

 

1. Различает твердые и мягкие согласные звуки

 

2. Умение определять место заданного звука в слове

 

3.Деление слов на слоги

 

3.     Разитие графических навыков и моторики

 

 

 

1.Кинестетические основы движений

 

2.Пространственные представления на листе бумаги

 

4.     Развитие звуко-буквенного анализа

 

 1.Умение вычленять звуки из слова и записывать их соответствующими буквами

 

5.     Чтение

 

1.Умение прочитывать текст

 

 

 

Система оценки

 

За правильно выполненное задание ребенок получает 1 балл.

 

Уровневая характеристика подготовки детей к обучению грамоте

 

 

Развитие звуковой культуры речи

Развитие фонематического слуха

Развитие графических навыков, моторики

Развитие звуко-буквенного анализа

Чтение

Высокий уровень

9-12

15-18

10-13

9-12

3-5

Средний уровень

6-9

15-12

7-10

6-9

2-3

Низкий уровень

4-6

12-10

5-7

3-6

1-2

 

 

Ориентационный тест школьной зрелости А. Керна, И. Йирасека

 

         Основная цель теста – установить степень умственной зрелости ребенка.  

Тест состоит из 3-х заданий:

 

Первое задание – рисование мужской фигуры по памяти,  

 

второе – срисовывание письменных букв,

третье – срисовывание группы точек.

         Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1 высший балл; 5 низший балл), а затем вычисляется суммарный итог по 3 –м заданиям.

         Развитие детей, получившим в сумме по 3-м заданиям:

- от 3-х до 6-ти баллов, рассматриваются как выше среднего

- от7-и до 11-ти баллов, как средний уровень

- от 12-ти до 15-ти баллов – ниже нормы.

        

Детей, получивших 12 - 15 баллов, необходимо углублённо обследовать. Все три задания графического теста направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки. Эти умения необходимы в школе для овладения письмом. Кроме того, тест позволяет определить в общих чертах интеллектуальное развитие ребёнка (рисунок мужской фигуры по памяти).

Задание «срисовывание письменных букв» и «срисовывание группы точек», выявляют умение ребёнка подражать образцу – умение, необходимое в школьном обучении. Эти задания также позволяют определить, может ли ребёнок сосредоточенно, не отвлекаясь работать некоторое время над не очень привлекательным для него заданием.

 

 

        

 

 

При завершении прохождения программы дети должны уметь:

 

 

 

 

 

Чтение:

 

– делить слова на слоги;

– уметь составлять предложения из двух-четырех слов;

– определять место звука в слове;

– самостоятельно составлять предложение;

– составлять рассказ с заданным количеством предложений;

– уметь пользоваться и применять средства просодических компонентов речи(темп, интонация, пауза и др.);

– составлять рассказы по серии картин;

– находить слова с определенным звуком;

– составлять сказки, пользуясь моделями букв;

– знать пословицы, поговорки, скороговорки;

– уметь разгадывать ребусы, кроссворды;

– составлять слова из слогов;

– знать и называть все буквы алфавита;

– овладеть сознательным, плавным чтением.

 

 

 

 

Письмо (печатание):

 

– овладеть позой пишущего человека;

– ориентироваться на листе;

– рисовать разнообразные линии;

– делить линию пополам;

– рисовать простые росчерки (“петли”, “ленты”, “волна” и т. д.);

– дорисовывать начатые фигуры;

– уметь писать (печатать) гласные буквы разных размеров;

– выполнять письменные задания у доски;

– списывать с настенной доски слова, предложения;

– осваивать общий темп записи;

– соблюдать пробел между словами;

–уметь определять предложение по интонации (вопросительное, повествовательное и восклицательное) и ставить в конце предложения соответствующий знак.

 

 

 

 

 

Приложение № 2

 

Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению

 

Осуществление полноценного образовательного процесса обучения чтению невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников. 

Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками аналитико – синтетического слияния звукобуквенных сочетаний.

На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения; осведомлены о необходимости выполнения домашних заданий и постоянного закрепления и упрочения материала изученного с педагогом.

 

Основные правила для родителей по организации домашних занятий с дошкольниками в процессе обучения чтению:

 

1. Играйте! Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.

2. Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.

3. Важна не длительность занятий, а их частота.

4. Будьте последовательными в обучении чтению.

5. Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими - ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.

6. Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если речь ребенка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к логопеду.

7. Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра).

8. Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!

9. Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.

10. Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.

11.           Никогда не начинайте занятия, если у вас или вашего ребенка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха!

 

 

Приложение № 3

 

 

 

 

Перечень

 основных средств обучения

 

 

 

Демонстрационный материал:

 

– Картины, иллюстрации;

– Игрушки.

 

 

Раздаточный материал:

 

– Стимульный раздаточный материал (карточки-ксерокопии);

– Тарелочки с мелким раздаточным материалом  по обучению грамоте;

– Cчетные палочки и другие предметы;

– Буквы пластиковые;

– Карточки;

– Дидактические игры;

– Цветные и простые карандаши, точилка, ластик;

– Цветные ручки: красные, синие, зеленые;

– Прописи, тетради в клетку;

– Методическая литература по обучению грамоте;

– Картотека игр.

 

 

Технические средства:

 

­– ноутбук, динамики;

– CD, DVD – диски.

 

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Банковские реквизиты

УФК по Кемеровской области
(МБДОУ  № 16, л/сч. 20396У02080)
ГРКЦ ГУ Банка России по
Кемеровской области,
г.  Кемерово
ИНН 4212018737
КПП 421201001
БИК 043207001
р/сч. 40701810500001000015
652523, Российская Федерация,
Кемеровская область,
г. Ленинск-Кузнецкий,
проспект Ленина 61/4
Телефон (38456) 2-08-17,  2-08-42